ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ


ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
(1469-1536)
   нидерландский теолог, философ, писатель. Его настоящее имя Герхард Герхарде. Родился в семье бюргера. В детстве осиротел и воспитывался в монастыре. Получил образование в университете Парижа. Приобрел известность в 1517 г. как инициатор первого печатного издания греческого оригинала Нового Завета с собственным комментарием. Перевел Новый Завет на латинский язык, устранив неточности и ошибки перевода Иеронима (405). Основные сочинения: «Похвала глупости» (1509), «Метод истинного богословия» (1519), «О свободе воли» (1524) и др.
   В трудах Эразма преобладает морализирующее начало, заставляющее его иронизировать над общественными пороками. В его религиозно-политических воззрениях важное место занимает проповедь миролюбия. В сочинении «Жалоба мира» воинственность изображается как тягчайший из грехов, а война - как несомненное зло. Эразм резко критиковал правителей и церковных иерархов, движимых корыстными мотивами и ввергающих в бедствия войны простых людей.
   В трактате («Кинжал христианского воина», «Энхиридион») (1502-1504) мыслитель изложил свое религиозно-философское кредо. Апеллируя к Библии и трудам Оригена, Амвросия, Иеронима, Августина, Дионисия Ареопагита, он предпринял попытку построить изложение в соответствии с принципами строгой рационалистической систематики. Ему хотелось, не погружаясь в схоластические хитросплетения, реконструировать в ясной и доступ ной восприятию непосвященных «философию Христа», т. е. изложить систему христианских воззрений на дух, душу, разум, свободу воли, самопознание, самосовершенствование и т. д.
   В рассуждениях Эразма о душе идеи христианской теологии сочетаются с неоплатоническими мотивами.
   Мыслитель предпринял попытку создания системы новой теологии - «философии Христа», в которой перенес акцент на нравственно-этические проблемы религиозно-духовной, социальной жизни человека. Он считал необходимым возврат к принципам раннего христианства, к утраченной чистоте и духовной силе идеалов первых апостолов. Его труды отвечали духу Реформации, что, впрочем, не помешало Эразму достаточно критически отнестись к этому религиозно-общественному движению.
   Логика философско-теологических исканий Эразма была в чем-то сходна с логикой богословского поиска Лютера. Однако склонность первого к компромиссам не позволила ему быть последовательным до конца. Эразм не стал протестантом, остался в лоне католической церкви и даже впоследствии неоднократно вступал в философскую полемику, направленную против Лютера. Так в работе «О свободе воли» он дискутирует с великим реформатором по поводу идеи предопределенности человеческой судьбы. Ему претит также и крайность Пико делла Мирандолы, который в своей «Речи о достоинстве человека» (1486) абсолютизировал роль свободы воли и утверждал, что человек всостоянии собственными усилиями подняться выше самих ангелов. Эразм считал подобные высказывания проявлением чрезмерного высокомерия. В доктрине Лютера он усматривал тенденцию к аннулированию свободы воли и полагал, что такая позиция является препятствием для совершенствования человека, лишает смысла его жизнь и делает бессмысленным упование на загробное воздаяние. Эразм считал, что все происходящее в человеческой жизни проистекает из божественной необходимости, а завершается в меру божественной благодати. Необходимость предп исывает человеку действовать, но выбор образа действий, средств и путей к цели зависят от выбора самого человека. А уж характер этого выбора предопределяет будущее загробное воздаяние.
   ♦ Соч.: Похвала глупости. - М., 1991; Разговоры дружеские. - СПб., 1820; Стихотворения. - М., 1983; Философские произведения. - М., 1986.
   ◘ Лит.: Григорьева И. Л. Представления Эразма о человеке //Средние века. Вып. 46. - М., 1983; Маркин С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. - М., 1971; Мусин-Пушкин А. А. Эразм Роттердамский как сатирик и значение его сатиры для современного ему общества. - СПб., 1886; Пуришев Б. И. Эразм Роттердамский //Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. - М., 1955; Смирив М. М. Эразм Роттердамский и деформационное движение в Германии. - М., 1977; Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. - М., 1977; Эразм Роттердамский и его время. Сборник статей. - М., 1989.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ" в других словарях:

  • Эразм Роттердамский — Erasmus Roterodamus Порт …   Википедия

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (1469 1536) ученый гуманист, богослов и писатель. Проделал огромную просветительскую работу по изданию произведений греко лат. классики и отцов христианской церкви. Свою концепцию… …   Философская энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — и философия Христа Позиция Эразма     Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Гуманизма и Ренессанса были исполнены жажды религиозного обновления. Как мы видели, само понятие Возрождение имело глубокие религиозные корни. Мы также видели, что… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эразм Роттердамский — Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский () () учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (полн. Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября 1467, Роттердам 11 июля 1536, Базель), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» сатиры,… …   Энциклопедический словарь

  • Эразм Роттердамский — (настоящее имя Дезидерий) (1466 или 1469 1536 гг.) учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в Роттердаме. В 1499 г. окончил теологический факультет Парижского университета. В последующие годы занял ведущее положение …   Исторический словарь

  • Эразм Роттердамский — (Герхард Герхардс) (1469 1536 гг.) филолог, писатель Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя. Вежливость порождает и вызывает вежливость. Все превращает любовь и неумного делает мудрым. Все превращает любовь: красноречье… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469 1536) нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там… …   История Философии: Энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — (Эразм Дезидериус)(Erasmus, Desiderius) (ок. 1467 1536 гг.), голл. ученый гуманист. Первый выдающийся европеец, чья известность и авторитет основывались на печатном слове. Будучи незаконным сыном священника, ранние годы жизни провел в нищете и… …   Всемирная история

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus) Дезидерий (Desiderius) (1467 1536), гуманист эпохи Возрождения (глава северных гуманистов ), филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор Похвалы Глупости сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469 1536) выдающийся писатель гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ» >>